Фильтры для очистки сжатого воздуха

Фильтры для очистки сжатого воздухаСегодня к очистке сжатого воздуха, используемого в промышленности, предъявляются все более высокие требования. Это связано как с широким внедрением пневматических систем, применяемых для транспортировки сыпучих грузов, так и с необходимостью обеспечения чистоты различных производственных процессов, в которых используется сжатый воздух. Не последнюю роль играет ужесточение контроля за экологической обстановкой: возвращаемый в окружающую среду воздух должен содержать минимум загрязняющих веществ, вносимых компрессором и потребляющей системой.

Таким образом, в настоящее время установленные в контуре сжатого воздуха фильтры используются для:

• удаления загрязняющих веществ, находящихся в забираемом из окружающей среды

воздухе;

• удаления загрязняющих веществ, привнесенных компрессорами и внутренними источниками пневматической системы;

• защиты оборудования, используемого для обработки воздуха;

• подготовки сжатого воздуха к окончательному использованию;

• возврата в окружающую среду воздуха с низкой загрязненностью.

Многообразие решаемых задач привело к существенному усложнению конструкции и

расширению номенклатуры воздушных фильтров. В результате выбор наиболее эффективной системы очистки сжатого воздуха превратился в непростую проблему. Ниже рассмотрены наиболее важные вопросы, возникающие при установке фильтрующей системы, и даны практические рекомендации по правильному выбору воздушных фильтров.

1. Загрязняющие вещества и нормы их содержания

Загрязняющие вещества делят на твердые, жидкие и газообразные. К твердым загрязняющим компонентам относятся песок, пыль, частицы метала, ржавчины, угля, резины и т. п. Источниками их появления в контуре сжатого воздуха могут быть:

• внешний и внутренний заборы воздуха;

• распределительная система;

• движущиеся части;

• адсорбирующие осушители.

Основными жидкими загрязнителями являются вода и масло. Из-за естественной влажности в воздухе всегда содержится определенное количество воды в парообразном и взвешенном состояниях. Смазочные масла, применяемые в компрессорах, также попадают в воздушный контур. При этом они могут находиться в следующих состояниях:

• пар;

• аэрозоль с размерами от 0,05 до 1 мкм;

• дым с размерами от 0,2 до 0,8 мкм;

• масляный туман с размерами от 1,2 до 1,4 мкм.

Кроме того, вода и масло могут находиться в воздухе в форме эмульсии. Общее загрязнение забираемого воздуха приводит к появлению в воздушном контуре различных газов. Нормы ISO 8573-1:1991 устанавливают следующие классы чистоты сжатого воздуха (Таблицы 1,2,3).

Табл. 1. ISO 8573-1:1991. Классы частоты воздуха в зависимости от максимального размера частиц и концентрации твердых загрязняющихся веществ

Класс Максимальный размер частиц, мкм Максимальная концентрация, (*)мг/м3

1 0,1 0,1

2 1,0 1,0

3 5 5

4 15 8

Табл. 2. ISO 8573-1:1991. Классы частоты воздуха в зависимости от максимальной точки росы частиц и концентрации

Класс Максимальная точка росы, *С