Сегодня к очистке сжатого воздуха, используемого в промышленности, предъявляются все более высокие требования. Это связано как с широким внедрением пневматических систем, применяемых для транспортировки сыпучих грузов, так и с необходимостью обеспечения чистоты различных производственных процессов, в которых используется сжатый воздух. Не последнюю роль играет ужесточение контроля за экологической обстановкой: возвращаемый в окружающую среду воздух должен содержать минимум загрязняющих веществ, вносимых компрессором и потребляющей системой.
Таким образом, в настоящее время установленные в контуре сжатого воздуха фильтры используются для:
• удаления загрязняющих веществ, находящихся в забираемом из окружающей среды
воздухе;
• удаления загрязняющих веществ, привнесенных компрессорами и внутренними источниками пневматической системы;
• защиты оборудования, используемого для обработки воздуха;
• подготовки сжатого воздуха к окончательному использованию;
• возврата в окружающую среду воздуха с низкой загрязненностью.
Многообразие решаемых задач привело к существенному усложнению конструкции и
расширению номенклатуры воздушных фильтров. В результате выбор наиболее эффективной системы очистки сжатого воздуха превратился в непростую проблему. Ниже рассмотрены наиболее важные вопросы, возникающие при установке фильтрующей системы, и даны практические рекомендации по правильному выбору воздушных фильтров.
1. Загрязняющие вещества и нормы их содержания
Загрязняющие вещества делят на твердые, жидкие и газообразные. К твердым загрязняющим компонентам относятся песок, пыль, частицы метала, ржавчины, угля, резины и т. п. Источниками их появления в контуре сжатого воздуха могут быть:
• внешний и внутренний заборы воздуха;
• распределительная система;
• движущиеся части;
• адсорбирующие осушители.
Основными жидкими загрязнителями являются вода и масло. Из-за естественной влажности в воздухе всегда содержится определенное количество воды в парообразном и взвешенном состояниях. Смазочные масла, применяемые в компрессорах, также попадают в воздушный контур. При этом они могут находиться в следующих состояниях:
• пар;
• аэрозоль с размерами от 0,05 до 1 мкм;
• дым с размерами от 0,2 до 0,8 мкм;
• масляный туман с размерами от 1,2 до 1,4 мкм.
Кроме того, вода и масло могут находиться в воздухе в форме эмульсии. Общее загрязнение забираемого воздуха приводит к появлению в воздушном контуре различных газов. Нормы ISO 8573-1:1991 устанавливают следующие классы чистоты сжатого воздуха (Таблицы 1,2,3).
Табл. 1. ISO 8573-1:1991. Классы частоты воздуха в зависимости от максимального размера частиц и концентрации твердых загрязняющихся веществ
Класс Максимальный размер частиц, мкм Максимальная концентрация, (*)мг/м3
1 0,1 0,1
2 1,0 1,0
3 5 5
4 15 8
Табл. 2. ISO 8573-1:1991. Классы частоты воздуха в зависимости от максимальной точки росы частиц и концентрации
Класс Максимальная точка росы, *С